Интересная лекция нашего друга Сергея Маныча

PROGRESSIVE ROCK! Сделано в Великобритании.

progressive-rock

Здравствуйте, уважаемые виниломаны и виниловоды! Рад, что мы снова собрались вместе! Благодаря нашим субботним тусовкам у Олега, появилась идея проводить небольшие авторские обзоры, делиться с Вами музыкой, которую мы слушаем на виниловых пластинках, и информацией о людях и явлениях, связанных с этой музыкой.

Замечательный поэт Борис Пастернак однажды написал (вот такие строки):

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины…

progressive-rock2

Сказано в точку. И не передать, как увлекательно оказалось исследовать музыку разных стилей! Особенно вдохновило вот это музыкальное движение. Этот стиль, похожий на диковинное растение. Его длинные корни и гибкие ветви крепко-накрепко переплелись с доброй дюжиной жанров и направлений. Тогда, в Штатах и Великобритании, в некоторых странах Европы второй половины шестидесятых, когда молодое послевоенное поколение отбушевало в антивоенных демонстрациях и студенческих бунтах… Влияние культуры хиппи на это поколение бесспорно. Все были просто заражены идеями пилигримажа, скитаний и путешествий, раскрытия себя и мира. Но постепенно хиппи стали обзаводиться семьями и возвращаться из сквотов и коммун к трудовой жизни. Хиппи превращаются в ЯППИ. Подуставшие от вечных танцевальных квадратов, молодые люди, с приличным музыкальный образованием, стали играть, скажем так, более сложную музыку. Она впитала в себя элементы разных направлений: от рока и академической традиции, до джаза и фолка. Эту живительную смесь они позже назовут Progressive. Эта музыка звучит не так как та, что была раньше. Слушаем WISHBONE ASH, заглавная композиция с альбома Pilgrimage 1972 года. Можно сделать погромче.

progressine-rock3

Однако продолжим! С чего и с кого всё это началось? Рискну выдвинуть свою версию. Всё началось с продолжения идеи, которую не смогли до конца воплотить хиппи. С мысли, витающей в воздухе, которая звучит примерно так: «Мы можем изменить этот мир к лучшему, изменив своё отношение к нему, изменив себя». Инструментами для её воплощения станут дорога и музыка. «Чтобы найти себя, пускайся в путь налегке», «всё, что отнимает жизнь, возвращает музыка»! Я полагаю, такие мысли, позже произнесенные Джоном Леноном, уже тогда завладевали тогда умами прогрессивных молодых людей. И, конечно же, здесь не обошлось без книг и веществ, изменяющих сознание. Куда же мы без нашего дона Карлоса Кастанеды, без экспериментатора Олдоса Хаксли, без либеральной порочности Оскара Уайльда? Вот как раз в честь последнего, говорят, и был назван британский музыкальный коллектив «The Wilde Flowers». Школьные друзья из частной Simon Langton School в Кентенбери начали играть каверы Донована, Хендрикса, Битлз и свои собственные песни в 1963 году. И хотя за годы своего недолгого существования группа не оставила нам ни одной оригинальной записи на виниле, она стала, как говориться кузницей кадров для таких именитых команд, как Soft Machine и Caravan. Лишь три десятилетия спустя, в 1994 г. лейбл VoicePrint выпустит на компакт диске сборник Wilde Flowers, в который войдут демо-записи, сделанные группой в марте 1965 года. Эти же записи будут переизданы в 2009 г. на 180-граммовом лонгплее компанией Abraxas Records. Качество записи неидеальное, но местами можно расслышать, как трещит скорлупа стандартов, как зарождается новый стиль.

progressive-4

Wild Flowers - “Memories_instrumental” В 1965 году пути школьных друзей разойдутся. Кевин Эйерс и Роберт Уайатт будут заняты постройкой «Мягкой машины». А три года спустя, Кофлэн, Хэстингс и Синклер выберут свой путь с Caravan. На дворе 1968 год и группа под предводительством выпускает свой первый альбом Caravan (1968), который, по сути, был гибридом поп-музыки, джаза и психоделии. Выпуск второго альбома If I Could Do It All Over Again, I'd Do It All Over You (1970) стал определяющим этапом в развитии группы и исторически важным событием для развития направления прогрессивной музыки. Материал альбома представлял собой оригинальную смесь юмора и прогрессивных звуков, взятых из классики, джаза и традиционной английской музыки. Caravan –If I Could Do It All Over Again, I'd Do It All Over You, «As I Feel I Die». Именно в те годы появится понятие «кантерберийской сцены», или «кантерберийского звучания», которое навсегда станет ассоциироваться с зарождением прогрессив-рока. Справедливости ради надо сказать, что на плодородной музыкальной почве Кентенбери вырос целый сад из замечательных и плодовитых музыкальных коллективов и исполнителей самых разнообразных стилей, но подробнее об этом - в другой раз. Запомните эти имена: двоюродные братья Девид и Ричард Синклеры, основатели группы Caravan. Ричард потом будет играть на бас-гитаре и исполнять вокальные партии попеременно с Паем Хастингсом. Он же проявит себя как талантливый композитор при записи третьего, лучшего, по мнению критиков, альбоме Caravan «In the Land of Grey and Pink».

caravan

Так давайте же послушаем фрагмент одной из его композиций с этой пластинки. Как выразился один из блогеров, это «22-минутный эпик "Nine Feet Underground" - одна из мощнейших прог-заявок кентерберийской сцены в целом: тут вам и пролонгированные клавишно-духовые экзерсисы, и лихие фьюжн-пробросы, и всепроникающая пространная меланхолия исключительно теплого, земного свойства»... Красиво, правда?

Музыкальная пауза: Caravan - In the Land of Grey and Pink, "Nine Feet Underground". К этому остается лишь добавить, что с 77 по 81 г. Ричард Синклер будет играть на бас-гитаре в легендарной прог-роковой группе Camel и примет непосредственное участие в записи нескольких альбомов коллектива. Дейв присоединится к группе в 78-79 г.г. и обогатит звучание Camel своей великолепной новаторской игрой на электрооргане. Датой образования можно считать 4 декабря 1971 года, когда группа музыкантов, собранная Эндрю Латимером (англ. Andrew Latimer), выступила в Уолхэмском колледже лесного хозяйства на разогреве у популярной в те годы группы «Wishbone Ash» К моменту прихода в группу Ричарда Синклера в 1977 году, Camel успел выпустить четыре альбома, два из которых стали культовыми. Первый - арт-роковый «The Snow Goose» 1975 года, по одноимённой детской пьесе Пола Гэллико, посвященной драматическим событиям Второй Мировой. Причем, в записи принимает участие духовая группа Лондонского симфонического оркестра. После того, как Пол Гэллико отказался написать тексты песен, поскольку название группы у него ассоциировалось с одноимённой сигаретной компанией, альбом вышел инструментальным. Гэллико усмотрел плагиат в названии, и пригрозил Латимеру судом, после чего альбом стал называться «inspired by» «The Snow Goose» (с англ. — «вдохновлённый...»). Шестой по счету альбом, занявший 15 место в чартах Великобритании в 1976 году и 20 место в списке Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока по версии Progarchives.com - невероятный «Moonmadness», последняя пластинка CAMEL, записанная его «золотым составом». Для записи альбома «Rain Dances» 77 года выпуска, пятого студийного и первого в новом составе группы, помимо Синклера, были приглашены многие замечательные музыканты. В том числе прекрасный саксофонист Мел Десмонд Коллинз, известный нам по работе с Эриком Клептоном, Dire Straits и многими другими. В записи принял участие и харизматичный Brian Eno. Альбом готовился к появлению на свет почти как человек: без малого 9 месяцев творческих мучений! Однако получился воистину шедевральным, как по разнообразию музыкального материала, так и по богатству аранжировок. Слушаю его чаще всего.

Музыкальная пауза: Camel “Metrognom” Вообще, творчество CAMEL достойно отдельного более подробного разговора. Если возражений нет, то в следующий раз мы продолжим именно с музыки CAMEL!

Благодарим Вас за внимание! Если Вам понравилось, мы продолжим. Мы хотели бы поддержать и разнообразить живое общение в нашем сообществе, привлечь к участию в нём людей, недавно заинтересовавшихся музыкой на виниле. Буду благодарен за отзывы и предложения. Прошу не закидывать меня тапками за неизбежные погрешности: мы только начинаем и надеемся на Вашу помощь и поддержку. Остаемся на связи! Ваш Сергей Маныч

Контакты и сайты.

Страница группы https://www.facebook.com/groups/vinyloman

Источники:

https://www.wikipedia.org

www.progarchives.com

http://wishboneash.com

http://www.mike-oldfield.es/detalledocumento.asp?id=162&idioma=fr&estilo=white

http://www.camelproductions.com

http://officialcaravan.co.uk

 

© 2023 VINYLOMAN. RU | Москва, Большая Почтовая 36, подъезд 8, м.Электрозаводcкая | пн - пт с 14:00 до 21:00